Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой

Градостроительное зонирование

Федеральное законодательство предусматривает несколько разновидностей зонирования: экологическое, ценовое, градостроительное. В общем виде зонирование состоит в разделœении определœенной территории в соответствии с установленными критериями на несколько зон и в определœении для каждой из зон особого режима (экологических ограничений хозяйственной и иной деятельности, дифференцированных размеров арендной платы и т.д.).

Градостроительное зонирование является одной из составляющих градостроительной деятельности исходя из статьи 1 ГрК РФ. Градостроительное зонирование должно стать важнейшим и эффективным инструментом регулирования градостроительной деятельности и землепользования на территориях муниципальных образований, позволяющим муниципальным образованиям проводить самостоятельную муниципальную политику в области землепользования и застройки.

Одновременно институт градостроительного зонирования должен позволить населœению соответствующих муниципальных образований эффективнее влиять на процесс застройки территории муниципального образования, отстаивать свои права и законные интересы не только в суде, но и на этапе планирования застройки. Вместе с тем, градостроительное зонирование призвано сделать процесс застройки более прозрачным для жителœей и инвесторов, привлечь дополнительные инвестиции в строительство, снизить издержки и административные барьеры в строительстве.

Институт градостроительного зонирования был впервые введен на федеральном уровне ГрК РФ 1998 ᴦ., им были установлены основные элементы такого зонирования: правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты. Следует отметить, что ГрК РФ 1998 ᴦ. помимо собственно зонирования выделял и понятие правового зонирования, под которым понималась деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских посœелœений, других муниципальных образований. Помимо ГрК РФ 1998 ᴦ. ряд важных норм, регулирующих градостроительное зонирование, были включены в ЗК РФ. При этом термин ʼʼградостроительное зонированиеʼʼ в ЗК РФ и в ГрК РФ 1998 ᴦ. не использовался, а применялся термин ʼʼзонирование территорийʼʼ.

В федеральном законодательстве до принятия ГрК РФ не был четко установлен порядок разработки, принятия и применения правил землепользования и застройки, не были должным образом урегулированы виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, процедуры получения разрешения на отклонение от установленных параметров строительства и реконструкции и разрешения на использование земельных участков и объектов недвижимости, не предусмотренные градостроительным регламентом.

В результате институт градостроительного зонирования практически не использовался в градостроительной деятельности муниципальных образований, поскольку его применение не было обязательным при осуществлении градостроительной деятельности, и законодательством параллельно допускалась процедура предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. В итоге правила землепользования и застройки были разработаны и введены в действие только на территории ряда крупных муниципальных образований, таких как, к примеру, Хабаровск, Чита͵ Челябинск, Саранск, Самара, Ульяновск.

С целью стимулирования органов местного самоуправления к зонированию территорий муниципальных образований Федеральный закон ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ запретил с 1 января 2010ᴦ. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов, за исключением ряда случаев.

ГрК РФ в ч.2-5 статьи 30 устанавливает закрытый перечень элементов, включаемых в правила землепользования и застройки, а также определяет их содержание. Это означает, что муниципальные образования при разработке собственных правил землепользования и застройки не могут варьировать состав и содержание правил землепользования и застройки, включать в их состав собственные элементы. В противном случае заинтересованные граждане и юридические лица могут в судебном порядке признать недействительными положения правил землепользования и застройки, не предусмотренные ч.2 и 3 статьи 30.

Одной из составных частей правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, а также границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Отношения, связанные с использованием картографических изображений, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 ᴦ. № 209-ФЗ ʼʼО геодезии и картографииʼʼ.


Материалы раздела: